Трагедия в Финском заливе

75 лет Великой Победе

Трагедия в Финском заливе

В Сосновоборском городском музее готовится выставка, посвященная подвигу экипажей торпедных катеров (1) на Балтике в Великую Отечественную войну. Сегодня мы публикуем часть материалов, выявленных в процессе подготовки  выставки.

На мемориале Защитникам Отечества на плитах, расположенных слева,  выбиты имена членов экипажей трех торпедных катеров, не вернувшихся с боевого задания  2 ноября 1941 года. Что же произошло 79 лет назад в водах Финского залива?Обратимся к хронике событий. Октябрь 1941 года. Ленинград  в блокаде, враг рвется к  Москве. В этих условиях снабжение и защита  военно-морской базы КБФ, занимавшей важнейшее стратегическое положение на полуострове Ханко, становится почти невозможным. 22 октября 1941 года Ставкой Верховного Главнокомандующего принято решение об эвакуации гарнизонов  Ханко и острова Осмуссаар (2). 
31 октября 1941 года первый отряд кораблей эскадры КБФ в составе  минного заградителя «Марти», эскадренных миноносцев «Стойкий» и «Славный», четырех базовых  тральщиков и пяти малых катеров МО (морских охотников) выходит из Кронштадта для эвакуации гарнизона Ханко. Командует отрядом вице-адмирал В.П. Дрозд.(3)
 
В составе отряда находятся также три новых торпедных катера типа Д-3: ТКА-72, ТКА-82, ТКА-102, их  возглавляет командир 3 дивизиона бригады торпедных катеров капитан-лейтенант С. С. Кострулин. Эти катера (всего их было пять) вошли в состав КБФ только десять дней назад, 20 октября 1941 года.  Их  построили  в Ленинграде, они имели деревянный корпус, развивали скорость  до 32 узлов и несли по две 533 мм торпеды и по 2 пулемета калибром 12, 7 мм с ручным оптическим прицелом.

Однако в последний момент катера остались в порту.  Почему? По одной из версий  выяснилось, что имевшегося на борту запаса топлива не хватит для  возвращения в Кронштадт. По другой версии – топливо нужно было на полуострове Ханко. На катера погрузили по нескольку бочек с горючим, закрепив их на палубе. Из-за погрузки выйти одновременно с эскадрой катерам не удалось.  Они вышли в море много позже.
Снова обратимся к хронике событий. 2 ноября 1941 года. И.Г Алепко, описывая события  этого дня, отмечает: «На Ханко прибыл отряд кораблей под флагом командующего эскадрой вице-адмирала В.П. Дрозда. Корабельные летчики сбили над Ханко немецкий самолет-разведчик.(…) Вечером отряд Дрозда покинул Ханко, приняв на борт кораблей 4521 человека.  (…)  У острова Сескар немецкая авиация потопила отряд новых торпедных катеров типа Д-3, возглавляемый командиром дивизиона катеров Кострулиным (ТКА -72, ТКА-82 и ТКА -102) и  повредила дозорный катер МО».(4)
Сухая информация. За ней – трагедия 34 моряков, расстрелянных  с воздуха группой немецких истребителей Ме-109  недалеко от острова Сескар. 

Мы не знаем, почему на катерах людей было больше регламента (по регламенту экипаж одного катера состоял из девяти человек). В экипажах было много молодых ребят, возможно, людей  набрали для получения практического опыта, это был, по сути, первый боевой выход катеров.  Из-за бочек с горючим  катера потеряли маневренность, мощи пулеметов оказалось недостаточно для отражения форсированной атаки с воздуха. Взорвалось горючее, загорелась деревянная обшивка, катера пошли под воду. Помочь было некому.  

Из письма П. Ф Седюкова З.М. Некрыловой, жене погибшего командира ТК-102 Некрылова А.И: «Очевидцы с Сескара говорили, что море горело». (5)  Летом 2015 года водолазами  автономной некоммерческой организации «Морская  военно-историческая экспедиция «Во славу Отечества» (АНО МВИЭКС) в Финском заливе на глубине 30 метров  был обнаружен и обследован один из трех катеров.  По мнению И.Г. Алепко  катера пошли ко дну, не успев сгореть. (6)

Тела погибших прибило к острову Сескар, где их и похоронили. В статье   «Катер найден. Экипаж известен» (7) утверждается, что в 1975 году было проведено перезахоронение погибших с острова на воинское кладбище в Ломоносове. Это сообщение требует проверки. 

В 1975 году во исполнение распоряжения Ленинградского областного Исполкома совета депутатов трудящихся № 322-р торжественное перезахоронение останков советских воинов с островов Финского залива было произведено в Устье, а не в Ломоносове, а позже  имена  экипажей катеров увековечили на гранитных плитах Устьинского мемориала. Для этого администрацией города, военкоматом, директором музея Морской славы (так тогда назывался Сосновоборский городской музей) Н. Г. Акифьевой  и сотрудниками музея была проделана огромная работа.  Выверялись списки, уточнялись фамилии членов экипажей. Выяснить, к сожалению, удалось далеко не все. В музее хранится переписка с Центральным военно-морским архивом и  другими ведомствами, с  родственниками погибших  моряков, некоторые из них приезжали в Сосновый Бор. (8)  

Литература и источники: 
1. Торпедные катера – малые боевые корабли, предназначенные для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника.
2.Алепко И.Г. Краснознаменный Балтийский флот. 1939-1945. Очерки. Хроника.  Сосновый Бор, 2008, с 153.
3.Там же, с. 154.
4. Там же, с. 155. 
5. Письмо инженера-механика 2 дивизиона бригады торпедных катеров Седюкова П.Ф. жене командира ТКА-102 Некрыловой З.М. Архив Сосновоборского городского музея.
6.  г. «Маяк»: «Имя, выбитое на мемориале» от 8 июля 2018 года.
7. г. «Маяк»: «Катер найден, экипаж известен» от 20 июня 2015 года.
8. В 2018 году в День Победы на мемориале Защитникам Отечества  побывал племянник  С.С. Кострулина  А. Горобченко.  г. «Маяк»: «Имя, выбитое на мемориале» от 8 июля 2018 года.

-----------------------------------
Моряки ТКА 72, ТКА 82, ТКА 102,  погибшие при выполнении боевого задания 2 ноября 1941 года
                         
1.  Ячменев Павел Иванович 1903 г.р.
2. Елизаров Василий Сергеевич 1910 г.р.
3. Лохов Николай Андреевич 1911 г. р.
4. Демидюк Виктор Михайлович 1917 г. р.
5.  Евграфов  Федор Дмитриевич 1916 г.р.
6. Федосов Михаил Михайлович 1916 г.р.
7. Левченко Иван Семенович 1920 г.р.
8. Белоусов Петр Герасимович 1915 г.р.
9. Новиков Владимир Васильевич 1920 г.р
10. Токарев Михаил Андреевич 1918 г.р.
11. Колотов Георгий Иванович 1921 г.р.
12. Жебенев Валентин Григорьевич 1916 г.р.
13. Ткаченко Василий Ильич 1919г.р.
14.  Муравьев Борис Павлович 1921 г.р.
15.  Шаровский Алексей Васильевич 1919 г.р.
16. Сидоров Андрей Савельевич 1921 г.р.
17.  Михайлов Николай Георгиевич 1914 г. р. 
18.  Кузнецов Александр Тимофеевич 1909 г.р.
19. Тремичев Федор Иванович 1921 г. р.
20. Кореньков Федор Иванович 1921 г.р. 
21. Некрылов Александр Иванович 1919 г.р.
22. Ильин Алексей Ильич 1917 г. р.
23. Левкин Алексей Федорович 1920 г.р.
24. Савушкин Иван Григорьевич 1919 г.р.
25. Семин Иван Михайлович 1916 г.р.
26. Зорин Дмитрий Петрович 1914 г.р.
27. Беляков Федор Петрович 1913 г. р.
28. Евдокимов Александр Михайлович 1920 г. р.
29. Кузнецов Александр Андреевич 1922 г. р.
30. Кострулин Сергей Степанович 1911 г. р.
31. Моисеев Валентин Михайлович 1917 г. р. 
32. Ткаченко Алексей Никифорович 1910 г. р.
33. Бакуров Николай Михайлович 1917 г.р.
34. Фадеев Александр Григорьевич 1917 г.р.

Основание: Алфавитные карточки потерь ф.№1Причины гибели: авиация противника пушечно-пулеметным огнем.Обстоятельства гибели -  на переходе Кронштадт – Гогланд были атакованы 6 самолетами.
Основание: инв. №7995 Потери боевых кораблей и судов ВМФ
Начальник Гатчинского архива: капитан первого ранга С. Тарасов (1) 

Источник: Список воинов, захороненных на мемориале в дер. Устье, согласованный с военным комиссаром Д.И. Морозовым. Архив Сосновоборского городского музея
---