Черепашки

Черепашки

Черепашки возле дома 10 по улице Красных Фортов появились еще в 80-е – почти сразу после того, как был построен и сам этот дом.

Четырнадцатиэтажное здание сразу получило у сосновоборских острословов кличку «скворечник» или «погремушка». Народные названия всегда точно отражают те или иные качества объекта. Издали это здание действительно напоминает птичий домик. В Сосновом Бору оно такое одно, а вот в Ленинграде на Васильевском острове, ближе к Гавани, примерно в те же годы появился целый микрорайон таких «домов на ножках». А почему «погремушка»? Да потому, что закрытые металлическими листами балконные перила в ветреную погоду нещадно гремели и даже периодически срывались. Сейчас многие балконы застеклили, на других – как-то закрепили эти листы, что они перестали грохотать, так что и народное название почти забылось.
В «скворечнике» находилось семейное общежитие ВНИПИЭТ. В Сосновом Бору в первые годы его существования пытались реализовать великолепную социальную программу. Человек приезжал, устраивался на работу и тут же получал койко-место в общежитии. Молодая семья должна была получить отдельную комнату. Семье с детьми должны были выдать ключи от комнаты в ДГТ – пусть и не сильно удобной, зато отдельной, - или от «малосемейки». А дальше семья спокойно могла ждать очереди на улучшение жилищных условий. Иногда так и получалось. Но не всегда – многие семьи застряли в ДГТ и ДМС на всю жизнь, а после 90-х смогли их приватизировать. Так получилось и со «скворечником» – сейчас это самый обычный дом.

Почти сразу же рядом с «внипиэтовским» домом появилась и детская площадка. Знаменитые сосновоборские черепашки. Многие сосновоборские художники и архитекторы стремились украсить родной город, хотя это и не входило в планы Министерства среднего машиностроения. Но тогдашние руководители города не боялись отстаивать свое мнение. Так и появились в городе скульптуры Лазаря Войтинского, Георгия Джангулова и других.

А черепашки возле дома 10 по улице Красных Фортов интересны еще и тем, что это – первая в Сосновом Бору работа Владимира Петровичева. Он родился в 1953 году в Кохтла-Ярве. В то время Эстонская ССР входила в состав Советского Союза. Окончил Художественное училище им. В. Серова в Ленинграде. В 90-е годы это училище переименовали, сейчас оно носит имя Николая Рериха, который очень много сделал для его развития.

В 1985 году вступил в Союз художников СССР. Участвовал в работе нескольких творческих объединений – «ТОМХИ» в Ленинграде, а в Сосновом Бору когда-то проходили очень интересные выставки «БурЛеПет» или «ПетЛеБур» - Бурнин, Лепин, Петровичев.

Владимира Петровичева с полным основанием можно назвать одним из создателей Художественной школы в Сосновом Бору. Во всяком случае, начал он свою работу в этой школе в 1978 году. Она еще не называлась школой искусств и не носила имя Ореста Кипренского. За несколько десятилетий своей работы Владимир Алексеевич воспитал несколько поколений молодых художников – многие его ученики продолжили обучение в художественных вузах.

Петровичев много сделал для того, чтобы Сосновый Бор стал уютным и красивым. Его скульптуры украшают все микрорайоны города – это и Памятник сосновоборскому туристу у «Ювенты», и «Золотая рыбка» у «Титанмеда», и «Ангел» возле Ленинградской атомной станции, и «Белочки» у Дворца культуры. Его творение – Чижик-пыжик на Фонтанке и один из зайцев возле Петропавловской крепости, а также целый сад скульптур в Малой Бронне.

Ирина Полякова для Сосновоборского городского музея
---