Танцующая пара

Вот такую статуэтку принесла нам в августе жительница нашего города Елена Станиславовна Юхименко.

Статуэтка принадлежала Нине Владимировне Беловой (Серман), уже ушедшей от нас.
По словам Е.С. Юхименко, в годы войны семья Серман из Любани была угнана на работу в Германию. После войны Нина Серман вернулась домой, позже окончила медицинское училище в Петергофе, долгие годы проработала фельдшером в НИТИ им. Александрова. Возможно, статуэтка - «трофей» из времени, проведенного в Германии.
Танцующая пара - экземпляр так называемого дрезденского, или кружевного фарфора, хотя позже нечто подобное стали делать и в Италии.
Первые кружевные статуэтки делались на заводе Фолькштедт, который был основан в Зитцендорфе еще в 1760 году, и сразу стали пользоваться большим спросом у аристократии. Позже, в 1882 году, в Тюрингии появилась мануфактура Унтервайсбах, которая тоже занялась производством кружевного фарфора. В 80-е годы ХIX века на заводе Фолькштедт начинает работать мастер Антуан Мюллер, при нем кружевные фарфоровые шедевры разлетаются по всему свету.
Статуэтки были разные, но в основном они изображали детей, танцовщиц, пасторальные сцены и украшали богатые дома.
После Второй мировой войны, когда Дрезден лежал в руинах и завод Фолькштедт был разрушен, сохранить традиции завода удалось супругам Оскару и Джоанне Саар. Супруги перебрались в Ирландию и в Дромколлихере графства Лимерик основали фабрику «Irish Dresden» по изготовлению эксклюзивного кружевного фарфора. Джоанна Саар приходилась Антуану Мюллеру племянницей и много сделала, чтобы сохранить почерк изготовления фарфора своего известного дяди.
Статуэтки дрезденского кружевного фарфора не могут не вызывать восхищения. Тонко прорисованные лица, изящная обувь, пышные кружева нарядов – все это хочется рассматривать и рассматривать. Создается ощущение, что кружева просто надеты на статуэтки сверху.

На самом деле – кружева фарфоровые. Процесс изготовления таких кружев был непростым: кружева погружали в специальную фарфоровую массу, которая их обволакивала, затем непосредственно на статуэтках формировали из них одежду и отправляли в печь для обжига. Текстильное кружево сгорало, оставалось только фарфоровое. Сначала кружева получались хрупкими, часто ломались, но постепенно сложилась технология обжига, которую хранили в большом секрете.
Изящная, хотя и со следами времени, наша статуэтка вызывает восхищение, хотя у дамы отсутствуют кисти рук, на юбке утрачена часть кружев. Но на фарфоровой основе, видной сквозь «дыру», проглядывают прелестные фарфоровые бантики, а крохотные фарфоровые цветы, разбросанные по юбке поверх кружев, не утратили своей прелести.
Принесенная в музей статуэтка, как мы смогли выяснить, исследовав аналогичные статуэтки на полях Интернета, относится, скорее всего, к рубежу XIX- XX веков, конечно, нужна более профессиональная экспертиза.
В музее постепенно собирается коллекция «изящных» предметов, и при возможности мы обязательно сделаем выставку, которая будет интересна зрителю.
---