Сосновоборский городской музей

У Шу-ры ша-ры (окончание)

Продолжаем говорить об учебниках. Если ваши дедушки и бабушки родились в 40-х годах ХХ века, они учились по таким учебникам.

Перед нами букварь. В репринтном издании указан год печати 1955. Это уже четвертое издание, детище Академии педагогических наук РСФСР (в союзных республиках работают свои академии педагогических наук, которые, опираясь на рекомендации Москвы, готовят свои национальные буквари). Букварь разработан коллективом научных сотрудников АПН и учителей Москвы и Ленинграда и утвержден Министерством просвещения РСФСР. В отличие от букваря 1914 года он большого формата, в твердой обложке.



С одной стороны Букварь повторяет методику обучения Букваря 1914 года, о котором мы говорили раньше. Первая часть посвящена навыкам письма, навыки иллюстрируются цветными картинками, внизу каждой страницы помещены прописи изучаемых букв. Уже нет нужды в революционной риторике, теперь ма-ма моет ра-му, а у Шу-ры – ша-ры. Рисунки цветные, в стилистике времени, неброские, но содержащие максимум информации. По мере обучения, текст становится меньше, крошечные рассказы повествуют о жизни ребенка. В них, как и в Букваре 1914 года, объясняется, что хорошо, что плохо. Идет воспитание.



В последней трети учебника размер шрифта еще меньше, теперь дети читают сами. Загадки, пословицы, стихи соседствуют со словами «фабрика», «завод», «колхоз», «пионер». Прописи букв еще присутствуют, но в самом конце букваря косых линеек уже нет, зато и без них каллиграфическим почерком выведены имена русских писателей, с которыми познакомились дети.

И, наконец, итог обучения: «Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет». В конце учебника - портреты В. И. Ленина и И.В. Сталина с краткой информацией об их деятельности.

Как и Букварь 1914 года, Букварь 1955 года – емкий, неспешный, формирующий мировоззрение ребенка, его готовность постигать мир. Их объединяет методика обучения, только лексический состав букваря 1955 года отражает, помимо прочего, уже иную, советскую действительность и делает это, надо сказать, мягко, без менторства.

Еще в начальной школе было чистописание. Вместе с учебниками приобретались и прописи. Детей учили писать красиво, разборчиво, потому что «правильное и красивое письмо является одним из необходимых и важных условий для развития навыков орфографии». А это уже цитата из Методики чистописания, учебного пособия для педагогических училищ, выпущенного в 1955 году. Дети писали перьевыми ручками (перья имели номера), макали перо в чернильницу, чернила были преимущественно фиолетового цвета. Школьное перо давало возможность научиться писать красиво, с нажимом, где это было необходимо. Работая ручкой, ребенок проговаривал про себя слово, которое писал. Вот вам навыки орфографии.

В 1958 году на смену семилетнему придет обязательное 8-летнее образование, переход к нему завершится к 1962 году, потом начнутся многочисленные реформы старшей школы: 10-летнее, 11-летнее, начальное образование в 80-х годах будет то 3-летним, то 4-летним, как раньше. Время ускорялось, вместе со временем «ускорялись» и учебники, и сама методика преподавания, но это тема для другой статьи.


Назад