Сосновоборский городской музей

Из фондов музея

Недавно нам принесли интересный экспонат. Сразу было понятно, что это фонарь, а вот где он применялся, предстояло выяснить. На фонаре есть шильдик «УПМ ГОРВОГ Ленинград», также указан ГОСТ 6561-53 и знак ОТК. Сам фонарь изготовлен из оцинкованной стали, стойкой к коррозии. Стеклянная часть представляет собой полукруглую выпуклую линзу.

Из данных на шильдике узнаем, что произведен он в Ленинграде учебно-производственной мастерской городского отделения Всероссийского Общества Глухих в 1957 году. А по номеру ГОСТа становится понятно, что это фонарь сигнально-отличительный судовой пиронафтового освещения.

В навигационной терминологии судовые фонари, лампы и прочие осветительные приборы издавна называют «сигнальными огнями», предназначены они в первую очередь не для освещения, а для подачи световых сигналов другим судам. То есть обеспечивают безопасность судоходства.

В наши дни сигнальные огни принято включать от заката и до восхода солнца, а при тумане – круглосуточно. Их применение – это целая навигационная наука и регламентируются они Международными правилами предотвращения столкновения судов (МППСС). Сигнальные огни подразделяются на несколько типов: топовые, бортовые, кормовые, буксировочные, круговые, проблесковые, кильватерные и т.д.

Наш фонарь обладает всеми признаками «кормового огня» - он белый (стекло не имеет окраски) и освещает дугу в 135 градусов. Почему же в нем установлена линза, а не обычное стекло? Линза позволяет получить направленный, более яркий свет, который виден с больших расстояний. Обычное стекло дает более рассеянное освещение, которое с пары десятков метров едва различимо.
Судовые фонари делятся на переносные (подвесные) и стационарные. У нашего фонаря есть не только крепеж для стены, но и подвесное кольцо – так что его можно отнести к универсальному типу.

Заглянем внутрь фонаря, в нижней части его корпуса имеются отверстия, чтобы из корпуса выливалась вода, которая могла попасть туда во время ливня или бури. Также там есть полозья, по которым выдвигалось основание пиронафтовой горелки для заправки. Горелка по форме напоминала керосиновую лампу и комплектовалась никелированным отражателем. Она заправлялась пиронафтом – тяжелым осветительным маслом, которое не обладало летучими парами и было более пожаробезопасно. Для тяги в верхней части корпуса предусмотрены отверстия.

Сегодня подобные фонари можно встретить только в музейных и частных коллекциях, а их современные собратья обладают совершенно утилитарным внешним видом. Поэтому овеянные морской романтикой старинные фонари и становятся предметом коллекционирования.

Научный сотрудник Сосновоборского городского музея Оксана Андреевна Никитина


Назад