Сосновоборский городской музей

Мыс «Долгий Нос» - мыс «Устьинский»

 

Устьинский пирс

 

Впервые появляется на картах XIX века. Здесь причаливали баркасы рыбаков деревни Устье. Позже, когда в 1895 году Калищенский стекольный завод вошел в состав Северного стекольного общества сюда, на пирс, прокладывается узкоколейная железная дорога.

 

 

В годы гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны пирсом использовался как причал для судов рыболовецкого колхоза им. Карла Маркса.

 

 

В 1970-е годы строительства Ленинградской АЭС пирс был укреплен, забетонирован и стал использоваться как причал яхтклуба ЛАЭС. В годы строительства новых энергоблоков причал был расширен и дополнительно укреплен для разгрузки крупногабаритного оборудования блоков с реактором ВВЭР-1200.

 

 

С 2016 года работает база отдыха «Хеваа». В 2023  году на пирсе расположилось небольшое кафе «Мой Сосновый Бор».

 

 

БУС «Вертикаль» НИИ ОЭП (большой универсальный стенд

"Научно-исследовательского института оптико-электронного приборостроения")

 

Территория, на которой располагается самое первое высокое промышленное здание города, стала осваиваться согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1020-437 от 27.09.62 "О создании научно-испытательного комплекса (НИК) ГОИ им. С. И. Вавилова".  В 1964 году Государственному оптическому институту в Ломоносовском районе был выделен земельный участок площадью 492 га на территории Устьинского мыса, что на южном берегу Финского залива, для строительства научно-испытательной базы. 

 


Строительство комплекса велось быстрыми темпами. В 1968 году появились первые здания - блок вспомогательных служб и накопительная жидкого азота. 26.09.1969 г. комплекс был преобразован в филиал № 2 Государственного оптического института им. С.И. Вавилова (ГОИ). В 1984 году началась разработка и создание большого универсального стенда (БУС) "Вертикаль" для комплексных оптотехнических испытаний крупногабаритных (до 3,5 м) космических оптико-электронных комплексов в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным, стенд должен был предназначаться прежде всего для наземных испытаний оптико-электронной аппаратуры (ОЭА) космических аппаратов при имитации условий эксплуатации и не имел бы аналогов в мире.

 

Траверза Устьинского мыса. Три эсминца.

 

Три эскадренных миноносца «Гавриил», «Свобода» и «Константин» погибли 21 октября 1919 года. Они подорвались во время проведения военной операции в 500 метрах от берега, напротив Устьинского мыса. Несколько дней холодные осенние воды Финского залива выносили на берег тела погибших. Из 500 моряков спаслись лишь 26 человек. Эти корабли, из одной серии эсминцев, были введены в эксплуатацию в 1916–1917 годах. К осени 1919 года у каждого из них уже был опыт участия в боевых действиях.

 

 


Во время осенней битвы за Петроград в 1919 году командование Красного Балтийского флота приняло решение установить минные заграждения в восточной части Копорского залива, чтобы помешать возможной десантной операции наступающих войск противника и препятствовать обстрелу побережья.

 

В ночь с 20 на 21 октября 1919 года эсминцы «Гавриил», «Константин», «Свобода» и «Азард» из Кронштадта отправились устанавливать мины. Ранним утром в полной темноте они вошли в Копорский залив. И напоролись на мины противника. Первым в 5.48 подорвался «Гавриил». Через пару минут практически одновременно подорвались «Константин» и «Свобода». На «Константине» сдетонировали приготовленные к постановке мины, и он мгновенно затонул со всем экипажем. «Свобода» продержалась на плаву всего восемь минут. 

 

В числе спасшихся с «Гавриила» оказался Семен Качкин. Вся его жизнь прошла в эпоху бурных перемен в нашей стране и отразила ее историю. Он оставил мемуары, которые более полувека  хранятся в его семье.

 

 

В 90-е годы 20 века в Финском заливе была развернута поисковая экспедиция с участием сосновоборского клуба «Катран», участники которой нашли эти три корабля на дне на траверсе Устьинского мыса. Кроме того, по данным Военно-Морского музея, в районе Копорской губы погибли и другие корабли, уже во время Великой Отечественной войны. Тогда же в Сосновом Бору, который в то время возглавлял Валерий Некрасов, возникла идея создания памятника погибшим кораблям. Ее поддержал бывший в то время главным архитектором города Юрий Савченко, который нарисовал первый эскиз такого памятника под названием «Реквием погибшим кораблям». В 2000 году сосновоборский совет депутатов создал комитет по вопросу строительства такого памятника. На пирсе был заложен «первый камень» с табличкой, проект планировали реализовать к 30-летию Соснового Бора, но это не удалось. В 2023 году вновь поднялся вопрос об установке памятника.

 

 

Птичьи острова

 

За мысом Долгий Нос или Устьинским мысом находится еще несколько небольших песчаных отмелей, разделенных каменистыми грядами. Эти места очень полюбились водоплавающим и болотным птицам. Рано утром они прилетают на мелководье завтракать. Наверное, поэтому местные рыбаки назвали эти небольшие гряды птичьими островами. Фотограф Соснового Бора Николай Петровичев часто бывает там и сделал много замечательных фото чаек, лебедей, бакланов, цапель.

 

 

 

Ручьёвский пирс

 

Известен с начала XX века, когда создавались рыболовецкие артели, а позже колхозы. В 30-е годы в деревне Ручьи действовал рыбколхоз, после войны вошедший в состав рыболовецкого колхоза "Прогресс" вместе с остальными колхозами южного побережья Финского залива.  В 1944 году создается Ручьёвский консервный завод, и его площадками для приема рыбы становятся Устьинский и Ручьевский пирсы. Рядом с пирсами сооружаются коптильные цеха завода. В настоящее время пирс полуразрушен и ждет своего часа, чтобы снова послужить на пользу людям.

 

 


Назад