Сосновоборский городской музей

Липово

Деревня Липово стоит на одном из самых красивых мест южного берега Финского залива. Обширный песчаный пляж, сосновый лес, уникальные древние дюны… Люди живут здесь давно… Возраст у этой деревни — не менее полутысячи лет.

 

 

Памятник неизвестному моряку

 

О подвигах защитников плацдарма вечно будут напоминать потомкам мемориалы на реке Воронке - “Берег мужественных” и «Защитникам Отечества» - в деревне Устье, который был реконструирован и значительно расширен в канун 50-летия Победы. У дома №5 на проспекте Героев взметнулся монумент Славы.

 

А в окрестностях нашего города - без малого два десятка более скромных, но от этого не менее значимых памятников и обелисков. Многие из них сооружены комсомольцами и молодежью города, военными строителями при участии Почетного гражданина Соснового Бора А.А. Фроля, защищавшего в годы войны ближайшие подступы к Ораниенбаумскому плацдарму.

 

 

Большую роль в защите Ораниенбаумской земли сыграли моряки Краснознаменного Балтийского Флота. Огромный урон наносил гитлеровцам огонь крупных кораблей - «Марат», «Октябрьская революция», «Максим Горький», «Киров» и др. Свой вклад внесли и малые суда - тральщики, сторожевые и торпедные катера. Они вели разведку, тралили фарватеры, обеспечивали различного рода защиту.

 

Зимой, когда мороз сковывал поверхность Финского залива, у моряков появился новый боевой участок - «ледяной сухопутный фронт», протянувшийся от Ораниенбаума до Сестрорецка. На специально изготовленных санях и волокушах моряки установили легкие орудия, снятые с катеров и обеспечивали безопасность продвижения по «Малой Дороге Жизни».

 

Памятник Игорю Молчанову

 

Этот памятник – маленький мемориал советским морякам, погибшим в Норвежском море при пожаре на подводной лодке «Комсомолец». Сосновоборец Игорь Александрович Молчанов был членом этого экипажа.

 





В конце февраля 1989 года лодка «Комсомолец» вышла в поход. 7 апреля, когда лодка находилась в Норвежском море, на ней начался пожар. Игорь вел вахтенный журнал центрального поста, и благодаря ему сохранилась информация о том, что произошло.

 

Так уж получилось, что именно этот документ стал единственным официальным свидетельством, с которым довелось работать правительственной комиссии, расследовавшей это трагическое происшествие. Игорь не мог себе позволить даже надеть дыхательный аппарат – он не смог бы писать. Лодка всплыла, моряки изо всех сил старались ее удержать на плаву, но она затонула.

Игорь Молчанов от угарного газа лишился сознания. Его откачали, как и пятерых других. На боевом посту он оставался до того, как поступила команда покинуть лодку.

 

Экипаж «Комсомольца» находился в воде полтора часа – и после этого 27 человек оставались живы. Игоря Молчанова среди живых не было. Он погиб при исполнении служебных обязанностей, когда, казалось бы, все осталось позади и пришла помощь с советской плавбазы.

 

Входная зона на пляж "Липово"

 

 В писцовых книгах Великого Новгорода (конец 15 - начало 16 веков) упоминается «сельцо Липово». Русское название деревни, ясно выписанное на латинице, появляется и чуть позднее в Ижорской писцовой книге 1618–1623 годов, когда местность уже находилась под шведской короной. В Каргальском погосте рядом с прибрежной деревней Ручьи значится более богатая деревня Липово (Lipowa). При этом указано, что часть семей здесь живут очень давно, а одна поселилась полвека назад. Имена жителей — русские.

 

"50 лет назад приехал Федотка Назаров с сыновьями Левка и Алеха. Издавна здесь живут Артемьевы — Микитка с сыном Стефанко, а также Федотовы — Иванко с сыном Кондратко. Из местных и бобыль Иванко Моисеев с сыном Гаврилкою. Крестьяне не бедные — в хозяйствах у них есть по лошади (а у Федотова даже три) и коровы (у Артемьевых — 3, у Федотовых — 2, у бобыля — 1)". Указано в книге и чем они тогда платили подати, то есть что выращивали на местных полях. Это рожь, ячмень, овес и лен.

 

 

Знаменитые владельцы

 

Появившись в истории один раз, деревня уже не исчезает. И, несмотря на свою невеликость, появляется и на картах, и в документах. Так, на карте Бергенгейма бывших губерний Иван-Города, Яма, Копорья и Нэтеборга 1676 года она обозначена как Lippowa. А на картах Ингерманландии 1727 года и 1734 года как Lipina.


С нашим Липово связаны известные в русской истории имена. Владельцем деревни после освобождения от шведов стал сподвижник Петра I Александр Меншиков. Селение состояло тогда из двух частей — деревни и дачи при морском заливе. После Меншикова они принадлежали прокурору Щербину (деревня) и советнику Голенищеву-Кутузову (дача).


В конце 18 века деревней Липово владел переводчик и личный библиотекарь императрицы Екатерины II — Алексей Алексеевич Константинов. Его женой была Елена Михайловна — дочь великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. А одна из дочерей — Софья — стала женой знаменитого героя войны 1812 года — генерала Николая Николаевича Раевского. Софья в 1838 году владела деревней Липово и рядом других деревень в Ковашевской волости.

 

На приморском тракте

 

Липово стоит на старинном приморском тракте. И на въезде в деревню со стороны Петергофа (в районе нынешней биатлонной трассы) на разных картах появляются различные объекты. На карте Финского залива 1840 года там отмечен Таможенный объезд. На трехверстовой военно-топографической карте 1855 года примерно там же обозначен кордон, а на карте 1860 года — дом объездчика.


В списке населенных мест Российской империи за 1864 год — Липово — деревня на Приморском проселочном тракте в 57 верстах от уездного города (Петергофский уезд) имеет колодец и 10 дворов. В ней числится 36 мужчин и 32 женщины.


После освобождения от крепостной зависимости, крестьяне зарабатывали рыболовством, ходили в извоз, на лесоразработки, нанимались на разные работы в Санкт-Петербург. Работали и на местных заводах, в том числе — на стекольном в Калище. Активно стали заниматься каботажным мореплаванием — в Липово было 3 судна. К концу 19 века в деревне Липово было 16 дворов и 125 жителей.

 

Век 20: колхоз и огороды

 

В 1929 году организовался колхоз «Липово». Он имел два направления — рыболовецкое и сельскохозяйственное.


После войны Липово входило сначала в состав Калищенского сельсовета, потом — Устьинского. После того, как Сосновый Бор в 1973 году получил статус города, Устьинский сельский совет был упразднен, а Липово вошло в состав Ломоносовского района. А в 1991 году, после уточнения границ муниципального образования, вошло в состав Сосновоборского городского округа в качестве отдельного микрорайона «Липово».


В конце 20 века для решения «продовольственной программы» в районе Липово сосновоборцам выдали множество земельных участков, чтобы они выращивали здесь продукты для своих семей. Так старинная деревня приросла новыми соседями — огородниками. Уже в 21 веке пошел сложный процесс преобразования огороднического товарищества в дачное, который пока еще не завершен.

 

На пляже

 

 

Известным уроженцем Липово является Писпонен Вениамин Михайлович (1895-1941), получивший в Устьинской мореходной школе специальность штурмана, в советское время руководил МРС (моторно-рыболовецкой станцией) в Устье, а Петр Андреевич Писпонен стал капитаном дальнего плавания.
 

В местной истории есть практически неизученные страницы. На топографической карте 1860 года на горках между Ручьями и Липово обозначена часовня, а в начале липовских горок — дом объездчика. Известно также, что во время Великой Отечественной войны вдоль липовской прямой было построено два ряда огневых точек для обороны берега Финского залива: прямо на берегу и на гребне горок. Но подробностей об этой линии обороны или о воевавших здесь людях немного.

Как пишет Александр Сенотрусов в своей работе «ВИО «Форт Красная Горка» Ижорский укреплённый район и границы Ораниенбаумского плацдарма», деревня Липово входила в ротный опорный пункт без номера и по периметру была прикрыта 12 дзотами.


В наше время деревня Липово является пригородом г. Сосновый Бор. Часть ее территории была отдана под огороды сосновоборцам — работникам Ленинградской Атомной Электростанции (ЛАЭС). Рядом с ней расположена трасса для биатлона.

 

 

 

Биатлонная трасса

 

История создания и развития биатлона началась с 1978 года, по инициативе замечательного организатора Александра Богомолова и при содействии многих строительных руководителей, в том числе будущего мэра Соснового Бора Валерия Некрасова, была построена биатлонная трасса в деревне Липово.


В 1984 году по инициативе председателя профсоюзного комитета ЛАЭС Геннадия Тычкина и председателя совета физкультуры Евгения Гормина была создана ДЮСШ по биатлону и располагалась она в доме Петрова на ул. Ленинградской, и первыми тренерами были Василий Попов и Юрий Лаврентьев, с 1985-го года приступил к работе Юрий Парфенов.
В начале 90-х годов директор ЛАЭС Анатолий Еперин принял решение объединить приходящие в упадок спортивные и оздоровительные структуры в производственное подразделение — Центр оздоровления, реабилитации и диагностики (ЦОРД). Благодаря этому мудрому решению был сохранен спорт, в том числе и биатлон.

 

На биатлонной трассе в Липово ежегодно проводятся масштабные соревнования, которые собирают множество спортсменов со всей страны. Дмитрий Малышко, олимпийский чемпион по биатлону, говорит, что соревнования в Сосновом Бору были первыми значимыми спортивными состязаниями, в которых он участвовал, когда занимался в детстве биатлоном в сосновоборской спортшколе под руководством Юрия Парфенова.

 

 

Секция биатлона в деревне Липово на базе спортивного комплекса "Малахит" включает трассу длиной 2 километра, со срезками на меньшие дистанции: 1500, 1000 и 800 метров и стрельбище с шестнадцатью дорожками, в конце каждой из которых установлена металлическая самозакрывающаяся мишень.

Трасса подготовлена как к летним, так и к зимним занятиям и соревнованиям. На всем протяжении установлены мачты искусственного освещения. 
Соревнования с каждым годом расширяются и вошли в число самых масштабных соревнований по биатлону в Ленинградской области. 

 

Велодорожка

 

Веломаршрут вдоль побережья Финского залива, который стал полноценной достопримечательностью, был полностью достроен в 2023 году. Этот проект уникален во многих смыслах. Во-первых, уникальна его масштабность — с вводом в действие этого участка и уже существующих в городе мы приближаемся к 15-километровой велодорожке. 

 

 

Маршрута такой протяженности и такой красоты в Ленинградской области один, может два. Это не только велодорожка, но и пешеходный маршрут. 


Назад